В настоящее время в сфере сделок с недвижимостью легитимны две формы проведения сделок купли-продажи: в простой письменной форме и нотариальной форме. Есть ли между ними разница? Какую из них следует предпочесть в том или ином случае? Мы попробовали дать ответ на этот вопрос в простой и доступной форме таблицы. Читайте, выбирайте.


Признак

Простая письменная форма договора купли-продажи

Нотариальное оформление договора купли-продажи

стоимость

3000-6000 рублей

1% от стоимости + стоимость оформления сопутствующих документов (копий, доверенностей и т.п)

состав выполняемых действий

  • составление договора,

  • его подписание сторонами,

  • формирование пакета документов для государственной регистрации перехода права собственности

  • уплата госпошлины,

  • государственная регистрация перехода права собственности.

  • предоставление нотариусу документов для составления договора,
  • составление нотариусом договора,
  • проверка нотариусом подлинности предоставленных документов,
  • проверка нотариусом правомочности заключения договора на основании предоставленных документов,
  • проверка нотариусом правовой осведомленности сторон о возможных последствиях сделки,
  • его подписание сторонами,
  • удостоверение нотариусом подлинности подписей сторон,
  • изготовление необходимых копий документов,
  • формирование пакета документов для государственной регистрации перехода права собственности,
  • уплата госпошлины,
  • государственная регистрация перехода права собственности.

ответственность

каждая сторона договора самостоятельно несет ответственность за подлинность и комплектность документов и личностей, знание закона и .т. д

нотариус несет ответственность за:

  • проверку подлинности предоставленных документов,

  • проверку комплектности пакета документов необходимых для регистрации перехода права собственности,

  • удостоверение личности сторон сделки,

  • визуальную оценку вменяемости участников сделки,

  • информированность сторон сделки о возможных негативных последствиях сделки

преимущества

  • низкая стоимость (можно самим составить такой договор)

  • удостоверение подлинности и комплектности документов,

  • удостоверение свободы волеизъявления сторон,

  • проведение сделки в полном соответствии с требованиями действующего законодательства,

  • гарантия идентичности всех экземпляров договора.

недостатки

При недостатке юридических знаний и отсутствии агента по недвижимости или его недостаточной квалификации, велик риск заключения договора без соблюдения ряда обязательных условий.

Вы не можете самостоятельно удостоверить личности сторон сделки и проверить подлинность документов.

Возникает риск внесения изменений в текст договора после его подписания, но до государственной регистрации перехода права собственности. Учитывая что на экземпляре продавца Росреестр не делает никаких отметок, Вам могут вернуть договор в согласованной с вами редакции, а сдать на регистрацию совершенно другой.

Одна из сторон всегда может заявить, что договор был заключен на кабальных условиях.

  • ощутимые по сравнению с простой письменной формой затраты

рекомендации к выбору

покупка недвижимости у застройщика, покупка недвижимости с использованием ипотечных средств (в этом случае проверку осуществляет банк )

купля-продажа недвижимости частными лицами, договор дарения, договор мены